ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Разговоры о важном в колледже: как организовать внеурочные занятия для СПО

2024-03-23

Педагогика среднего профессионального образования

Разговоры о важном в колледже: как организовать внеурочные занятия для СПО 

В данной статье мы рассмотрим:

  • Кто должен вести разговоры о важном;
  • Разговоры о важном для классных руководителей;
  • Как вовлечь учеников в диалог о традиционных ценностях.
Бондарева Ангелина

6 мин

Процесс обучения невозможно ограничить только учебными занятиями и практикой. Внеурочные занятия играют важную роль в формировании мировоззрения и системы ценностей учащихся. Разговоры о духовно-нравственных ценностях - это не просто шаблонные уроки этики, а возможность для студентов погрузиться в размышления о том, что действительно важно и ценно в жизни.

По задумке разработчиков проекта, разговоры о важном должны выполнять требование ФГОС о единстве воспитания и обучения и способствовать формированию у детей российской гражданской идентичности.

Но как педагогу найти подходящие методические материалы для таких бесед, чтобы они были интересны, полезны и актуальны в 2023–2024 учебном году? Ведь мир постоянно меняется, и нам необходимо следовать требованиям времени. В данной статье разбираемся, как учителю вести разговоры о важном 2023-2024, какова структура разговоров о важном, где брать методические рекомендации по проведению разговоров о важном, и как, следуя сценарию, увлечь студентов беседой о духовно-нравственных ценностях. 

Кто должен вести разговоры о важном

Разговоры о важном по ФГОС - это учрежденная в ходе учебного года традиция, продолжающаяся на протяжении всего учебного процесса. В плане 2023-2024 учебного года запланировано проведение 36 дополнительных учебных занятий, призванных обогатить и расширить образовательную программу.

Начало каждой недели утверждается традиционной церемонией «Разговоров о значимом». В ходе этого мероприятия, находящего свое отражение во всех классах, студенческая община собирается на утренней линейке, на которой под гимн Российской Федерации поднимается государственный флаг. После защиты государственных символов ученики разбегаются по своим классам, где проходит часть разговоров о важном, посвященная определенной тематике. Продолжительность данной практики составляет 30 минут, в ходе которых проявляется активное обсуждение и обмен взглядами, способствующие обогащению знаний каждого ребенка.

Разговоры о важном для классных руководителей: подготовка

К каждому уроку разработаны методические рекомендации, советы и сценарий разговоров о важном. При подготовке, стоит внимательно изучить сценарий и понять его логику. Обратите внимание на три структурные части сценария и приблизительное время проведения каждой из них.

Структура разговоров о важном может быть следующей:

1) В мотивационной части (3–5 минут), основная цель – представить тему урока и объяснить причины его проведения. Обычно начинают с просмотра видеоматериала, который подводит к следующей, более содержательной части урока.

2) Основная часть (до 20 минут) представляет собой разнообразные деятельности для учеников:

  • Интеллектуальная деятельность – работа с предоставленной информацией.
  • Коммуникативная деятельность – беседы, обсуждение видеоролика, описания, рассуждения, презентация для разговоров о важном.
  • Практическая деятельность – решение конкретных задач.
  • Игровая деятельность – дидактические и ролевые игры.
  • Творческая деятельность – обсуждение воображаемых ситуаций, художественная активность.

3) В заключительной части подводятся итоги урока, возможно выполнение творческого задания. Для каждого разговора о важном разработан сценарий, но это не означает, что его нужно строго следовать. При выборе содержания уроков, преподаватель учитывает особенности территории – региональные, национальные, этнокультурные. Также принимаются во внимание уровень развития учащихся, их интересы и потребности.

Методические рекомендации по проведению разговоров о важном, как и сценарий разговоров о важном являются рекомендательными – информация об этом доступна на сайте проекта. Если необходимо, можно заменить или скорректировать творческие задания, которые предлагаются ученикам выполнять вместе с родителями.

Разговоры о важном в колледже: методы проведения

Педагог может проводить разговоры о важном по ФГОС в таких формах, которые позволят студентам вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам. Главное — наполнить занятие ценностным содержанием и дать ученикам возможность анализировать, сравнивать и выбирать. Разговоры о важном носят междисциплинарный характер. Несмотря на то что занятия относятся к внеурочной деятельности, на них невозможно избежать обращения к опыту студентов, который формируется на уроках по предметам. Существуют методы проведения разговоров о важном.

Разговоры о важном 2023-2024 можно разделить на две группы:

  • ежегодные события — государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий: «День учителя», «День защитника Отечества», «День народного единства», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День российской науки» и другие;
  • юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства: «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина», «215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя», «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки».

Кроме этого, в программе предлагается несколько тем, не связанных с датами, но важных для воспитания студентов. Например, "Мы вместе", "О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)" и другие. 

Как вовлечь учеников в диалог о традиционных ценностях

Степень включенности учеников в диалог с учителем во многом определяет результаты проведения разговоров о важном. Многим педагогам беседа кажется самой простой формой работы, однако ученикам не всегда бывает интересно, поэтому их внимание быстро рассеивается.

Чтобы его удержать и по-настоящему увлечь детей беседой, можно выполнять следующие рекомендации:

  • Минимизируйте назидательность, не превращайте беседу в монолог учителя.
  • Преподносите воспитывающую информацию в ходе диалога на равных: взаимодействуйте с учениками, проявляйте неподдельный интерес к их мнению.
  • Подавайте доступную информацию для учеников. В передаче информации графически во время занятия может помочь презентация для разговоров о важном.
  • Не подводите учеников к правильному выводу с помощью манипуляций.
  • Обсуждайте проблемные вопросы, побуждайте студентов делать выводы.
  • Не перебивайте учеников, когда они высказывают свое мнение.
  • Не давайте категоричных или резких оценок высказываниям детей.
  • Помогайте ученикам разобраться в предмете разговора наводящими вопросами, чтобы они могли развивать свои мысли.

Если ученик не может четко сформулировать свою мысль, тактично попросите его конкретизировать содержание высказывания. Для этого можно использовать фразы: «Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду», «Повтори, пожалуйста, эту часть», «Я не понял», «Не объяснишь ли ты это еще раз?». Произносите их без какой-либо иронии и сарказма. 

Можно перефразировать или переформулировать мысли ученика. В этом вам помогут фразы: «Правильно ли я понял, что…», «Как я понял, ты имел в виду…», «Другими словами, ты говоришь…», «Ты считаешь, что…».

Как провести разговоры о важном в колледже

Научиться проводить разговоры о важном можно на курсах дополнительного профессионального образования. В университете ЕВИДПО есть 12 программ повышения квалификации и переподготовки по педагогике СПО. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки. Группам предоставляются скидки! Обучение проводится в дистанционном формате, не отрываясь от основного места работы.

В каких ситуациях подойдет наше обучение:

  • когда нужно пройти проверку или аттестацию;
  • нужно пройти очередное /внеочередное обучение персонала;
  • нужно обучить новых сотрудников;
  • нужно пройти повышение квалификации или освоить новую профессию для получения повышения в должности или новой работы.

Например курс Педагог-психолог. Психолог в сфере образования. Квалификация: Педагог-психолог . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Для повышения эффективности разговоров о важном необходимо обеспечивать поддержку темы занятия, которую обучающиеся рассматривают по понедельникам, в учебной (предметной и воспитательной) деятельности в течение недели. К такой поддержке должна быть привлечена администрация образовательной организации (координатор – советник по воспитанию). В эту работу могут быть включены студенческие театры, музеи и библиотеки, подключены возможности телевидения.

Единая система воспитательной работы в колледжах выстраивается через синхронизацию тематики разговоров о важном с тематическим каркасом активностей общественных детских и молодежных движений: РДДМ "Движение первых", "Россия – страна возможностей", "Большая перемена", общества "Знание", "Орлята России".

К развитию тематики разговоров о важном в предметной деятельности могут быть привлечены педагоги, ведущие уроки литературы, родного и русского языка, иностранного языка, истории и обществознания, тематика может быть отражена (там, где уместно) в уроках по предметам естественно-научного цикла, в инженерно-технологическом образовании и др.

Посмотрите все курсы по направлению Педагогика среднего профессионального образования

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4